Балансировка колес автомобиля

Балансировка колес - нехитрая операция, во многом определяющая не только степень износа резины, но и поведение автомобиля на дороге, поскольку влияет на ходовую часть. В настоящее время подавляющее большинство автомобилистов осознают всю важность данного процесса и регулярно приезжают на СТО. Однако многие из них слишком легкомысленно относятся к выбору не только станции, но и самих шин с дисками, что в значительной мере обесценивает балансировку.

Критически важно, чтобы вся масса колеса распределялась относительно его центра равномерно. Только так можно свести вибрацию шасси к минимальному значению.

Особенно актуальна балансировка при замене летних покрышек на зимние или всесезонные на тех же дисках. Каждый комплект резины имеет свой вес, внутреннее давление и технические характеристики, а колесо должно быть полностью уравновешено в отношении ко всем осям симметрии. В противном случае образуются центробежные силы (неуравновешенные). Итог - нагрузки на ступицу (разнонаправленного типа) и заметная вибрация.

Возможные последствия:

  1. Удлинение тормозного пути и ухудшение «рулежки». Это происходит вследствие уменьшения площади контакта резины с дорожным покрытием, что сказывается на сцеплении с дорогой и, соответственно, резко снижаются показатели безопасности.
  2. Биение баранки. Чем сильнее вибрирует подвеска, тем чувствительнее это передается на руль, а управлять автомобилем в таких условиях неудобно и небезопасно.
  3. Быстрый износ компонентов подвески. Как правило, это относится к ступицам и подшипникам, так как на них действуют нагрузки, не предусмотренные автоконцерном. Кроме того, нередки случаи полного разрушения этих запчастей, что может привести к потере управляемости, а на высокой скорости результаты будут трагическими.
  4. Износ резины. Из-за вибрации и неравномерного распределения усилия дорога начинает буквально «есть» шины.

Дисбаланс

Дисбаланс колеса делится на 2 категории:

  1. Динамический - в данном случае центр тяжести располагается непосредственно на оси вращения, однако ось инерции с ней не совпадает, что приводит к их пересечению. Масса колеса не распределяется равномерно по ширине и лишь по вращению можно определить возникший дисбаланс.
  2. Статический - в такой ситуации центр тяжести на оси вращения, расположенной параллельно оси инерции, попросту отсутствует. Масса колеса не распределена равномерно по всей длине окружности, что приводит к образованию движений маятникового типа - подвешенное на ось свободного вращения колесо останавливается только тогда, когда его точка с максимальной массой окажется внизу.

Грузы

Оба случая объединяет несовпадение оси инерции, которая проходит сквозь центр тяжести, с осью вращения. Что касается шиномонтажных мастерских, то в них мастера инспектируют и устраняют именно дисбаланс динамического типа. Для этого и устанавливаются грузики.

Главное, понимать немаловажный факт - вред и опасность, в случае неграмотной балансировки, возрастают пропорционально увеличению скорости транспорта.

Причина кроется в том, что параметр центробежной силы зависит от 3-х факторов:

  • неуравновешенной массы;
  • скорости вращения;
  • радиуса, от оси до массы (неуравновешенной).

Признаками некачественной балансировки являются:

  • отсутствие измерений перед процедурой - мастер обязан измерить параметры биения шины и диска и сделать это точно, учитывая показатели бокового и радиального биения;
  • наличие грязи на покрышке - с комками налипшей грязи и камнями в протекторе проводить работы бесполезно - все необходимо заранее удалить, равно, как и старые грузики;
  • состояние балансировочного станка - если он замусорен, то никаких точных данных выдать не сможет.

Биение

Финишная балансировка

Проводится непосредственно на автомобиле, не снимая колес, что позволяет ликвидировать вибрации и устранить дисбаланс ступицы, полуосей, ШРУСов и тормозных дисков. Для ее осуществления колесо сначала снимают и проводят обычную балансировку. После установки на место, на него крепится оборудование, снимаются необходимые показатели дисбаланса и закрепляются грузики. В конце проводится финишная инспекция.

Балансировка своими руками

Сделать всё самостоятельно, конечно, можно, однако лишь в вынужденной ситуации, а еще, при первой же возможности следует приехать в мастерскую и перепроверить качество.

Работы выполняются в строгой последовательности:

  1. Установка авто на домкрат и мойка колес - отнюдь необязательно их снимать. Можно, конечно, соорудить самодельный станок, но все это несерьезно.
    Мойка
  2. Частичное откручивание гайки - следует уменьшить трение подшипников, для чего ступица расшплинтовывается, а гайка попускается. При наличии разбалансировки будет иметь место отклонение колеса.
    Гайка
  3. Удаление грузиков с диска, а также уменьшение давления в шине.
    Давление
  4. Раскручивание колеса - требуется делать это против часовой, а после его остановки поставить метку сверху. Далее раскручивается по часовой и также ставится метка. По центру от этих двух отметин и находится самое легкое место колеса. Далее по обе стороны наклеиваются грузики (до 30 гр.). Таким же образом балансируются и остальные колеса.
    Грузики

Видео о балансировке

В ролике можно посмотреть обсуждение двух мифов о балансировке колёс автомобиля.

Цены в Москве

Стоимость работы в столице России немалая, причем многое зависит от диаметра колеса.

Как правило, цены за демонтаж и установку колеса стартуют с 40 руб. (10-13') и до 250 руб. (21-24'). Технологическая мойка оценивается от 50 до 130 руб., демонтаж одной покрышки - от 80 до 280 руб., а монтаж - от 80 до 300 руб., балансировка - от 100 до 450 руб.

Комплексные работы со снятием-установкой, мойкой и балансировкой обойдутся от 760 до 3 320 руб. А если добавить в список еще монтаж и демонтаж, то стоимость вырастет до 1 400 - 5 640 руб.

Что касается сегмента кроссоверов и внедорожников, то для них цены выше в среднем на 5-20%. Ремонт шин (прокол, порез, порыв) оценивается от 100 до 200 руб., что зависит от типа ремонта (жгут, грибок или заплата).

Комментарии

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.